Сведения об образовательной организации
       С января по декабрь 2014 года МБОУ ДОД ЦДТ «Металлург» г.о. Самара проводит городскую проектную площадку «Вместе ради детей» по формированию основ безопасного поведения детей и подростков. Проектная площадка подразумевает подготовку педагогов школ №№ 162, 168, 96, 34, 133 для проведения автономных курсов-тренингов по воспитанию личности, устойчивой в критических ситуациях социальных и личностных кризисов «Третчатка» и курирование курсов.
       Данный курс был разработан в 2010 году и с тех пор успел завоевать уважение как в среде детской, педагогической, так и в профессиональной сфере безопасности. Он отмечен такими наградами, как:
  • Благодарность Самарской Губернской Думы;
  • Благодарность Самарской Городской Думы;
  • Благодарность  Всероссийского Молодёжного Корпуса Спасателей;
  • Благодарность  поисково-спасательного отряда г. Самара;
  • Лауреат  V городского конкурса педагогического мастерства;
  • Лауреат городского конкурса инновационных проектов;
  • Лауреат областного конкурса «Инновации в образовании»;
  • Лауреат регионального тура конкурса социально-педагогических инноваций.

       При проведении проекта «Вместе ради детей» обособленно выделялось несколько блоков деятельности, имеющих свои внутренние цели, задачи и средства реализации:
1)    Обучение педагогов школ самостоятельному проведению курса «Третчатка»
2)    Информирование учащихся об экстремальных и стрессовых ситуациях и способах оптимальных и «аварийных» выходов из них
3)    Проведение профильной смены «Лайф-файтинг» палаточного летнего лагеря «Молодёжная планета».

       Первый блок деятельности – Обучение педагогов – подразумевал проведение краткосрочного курса для педагогов школ по проведению курса «Третчатки», состоящего из теоретических занятий и практикумов с привлечением педагогов в роли учащихся курса «Третчатка».  
       Основной целью этого блока являлось обучение педагогов с целью их дальнейшей работы в автономных условиях, т.е. без централизованной поддержки со стороны педагогического коллектива разработчиков проекта. Таким образом, перед коллективом разработчиков проекта стояли три сложные задачи – подбор педагогов, соответствующих требованиям для проведения курса «Третчатка» в автономном режиме, обучение педагогов предметам курса «Третчатка» и обучение педагогов теоретическим предпосылкам курса.
       Теоретические и практические занятия с педагогами были проведены в течение 6 часов теории и 8 часов практики в апреле 2014 года на базе технически обеспеченного помещения ПК «Космос» (Пугачёвская, 21а) МБОУ ДОД ЦДТ «Металлург». Участниками курсов стали педагоги и волонтёры пяти школ Кировского района, а именно СОШ № 34, 162, 168, 133, 96. Общее количество педагогов и волонтёров, прошедших курс составило 27 человек.
       Для проведения курса «Третчатка» на базе школы в режиме автономии педагогам был предложен учебно-методический комплект «Третчатка-Ноль», содержащий планы занятий, описание каждого урока, лекционные конспекты, краткое описание упражнений, электронные версии презентаций, видеоролики, а также электронные образцы расходных материалов и юридических документов, необходимых для реализации курса. С педагогами были проведены занятия по общей теории курса, каждой из предлагаемых дисциплин, а также дополнительно по технике безопасности курса, юридической и организационной грамотности проведения курса, контролю психофизического состояния учащихся. Таким образом, были широко охвачены все аспекты проведения курса в автономных условиях и передан богатый опыт проведения курса.   
       На основе обучения педагоги проводили первые курсы «Третчатка-Ноль» в школах с присутствием ответственного педагога из числа разработчиков проекта. Так, в течение первых же месяцев от пройденного обучения были проведены курсы «Третчатка-Ноль» в школах № 96 и 34. Количество учащихся, охваченных первыми курсами, - 24 человека. В дальнейшем планировались (но на время написания статьи ещё не были проведены) курсы в школах 162 и 168.
       Проведённые педагогами школ самостоятельно курсы «Третчатка-Ноль» получили высокую оценку учащихся и их родителей за информативность, доступность и полезность полученных знаний и умений, а также интересный досуг.

       Второй блокИнформирование учащихся – ставил перед собой целью проведение небольших информационных мероприятий по заказу школ, в рамках проведения уроков ОБЖ или программ обучения безопасному поведению, а также в условиях подросткового клуба дополнительного образования.  
       Разработчики проекта исходили из предположения, что большинство современных учащихся имеют очень незначительные практические знания по вопросам безопасности и «оптимальных» и «аварийных» выходов из опасности, что и заставляет в экстремальных и стрессовых условиях теряться и действовать эмоционально, зависимо или практически неграмотно. Повышение информированности в ряду практических знаний о возможных ситуациях и выходов из них, по мнению разработчиков проекта, может значительно повысить чувство защищённости подростков и увеличить их реальные шансы на сопротивляемость в экстремальной или стрессовой ситуации.  
       Таким образом, за год были проведены следующие мероприятия:

Мероприятие

Место проведения

Охват

1

«Спасать – дело благородное»

Демонстрация видеороликов о ЭС Самарской области и встреча с представителем ПСО г. Самара

ЦДТ «Металлург»

89 учащихся

2

«Юридическая грамотность самозащиты»

Лекция (презентация) и практикум

СОШ №162

87 учащихся

3

«Юридическая грамотность самозащиты»

Лекция (презентация) и практикум

ПК «Космос»

16 человек

4

«Суд идёт!»

Юридическая игра по основам юридической грамотности самозащиты

СОШ №162

59 учащихся

5

«Выжить – значит жить!»

Лекция по основам самоспасения и выживания в ЭС, а также базовым аспектам лайф-файтинга

СОШ №168

86 учащихся

6

«Помоги Себе Сам: травмы опорно-двигательной системы»

Лекция и практикум по оказанию первой помощи при сложных травмах ОДС в условиях отсутствия срочной медицинской помощи

СОШ №168

83 учащихся

7

«Третчатка-Детский-Зелёный»

Двухдневный учебно-тренировочный психологический курс безопасности и сопротивляемости нападению для детей от 8 до 12 лет

ПК «Космос»

18 учащихся

8

«Третчатка-Детский-Желтый»

Двухдневный усиленный учебно-тренировочный психологический курс безопасности и сопротивляемости нападению для детей от 8 до 12 лет

ПК «Космос»

14 учащихся

9

«Вело-марафон»

Блок мероприятий по правилам дорожного движения и безопасности на дорогах для велосипедистов и пешеходов

ПК «Космос»

16 человек

10

«Как спасают людей»

Обзорная лекция и экскурсия по поисково-спасательной части г. Самара

ПСО г. Самара

23 человека

       Поскольку данные мероприятия были кратковременными и носили характер ознакомительных, то возможности провести полноценное исследование уровня информированности и подготовленности к ЭС учащихся не представлялось возможным. Краткие опросы учащихся после занятий подтвердили высокую информативность предложенных материалов, их интересную подачу и своевременность.

       Третий блок проектаПроведение профильной смены «Лайф-файтинг» палаточного летнего лагеря «Молодёжная планета» - стал наиболее энергоёмким и ресурсозатратным мероприятием проекта. Лайф-файтинг (англ. life-fighting - борьба за жизнь) – движение молодых людей с активной жизненной позицией, ценящих жизнь и занимающихся самосовершенствованием для оказания благотворительной помощи, спасения и поддержки людей, попавших в беду. Это уникальное молодёжное движение, привлекающее своей новизной, практичностью и широким спектром направлений совершенствования. 
       Смена проводилась из расчёта на 60 учащихся, 6 педагогов с группами, одного руководителя смены и 3 инструкторов-волонтёров.  Для организации работ в лагере было задействовано 7 лайферов (лайф-файтеров) предыдущих поколений в роли добровольных помощников и инструкторов по отдельным дисциплинам.
       Методическая подготовка была начала за полгода до смены и представляла собой как подготовку учебного материала, так и расходных материалов. детям были предоставлены учебно-тренировочные снаряды для мастерских, расходные материалы, городское и полевое снаряжение лайф-файтинга для демонстрации, а также был оборудован презентационным оборудованием импровизированный кинотеатр.
       Всем отдыхающим в лагере детям были подарены блокноты с эмблемой лайф-файтинга и авторучки – для ведения конспектных записей на дальнейших занятиях. Педагогам были выданы папки со всей необходимой по лагерю информацией и шаблонами необходимых документов.
       На протяжении всей смены дети групп находились под постоянным наблюдением лайферов, к каждой команде был закреплён лайфер. Задачей лайферов была помощь в учебной деятельности учащихся и демонстрация учащимся деятельности и повседневной жизни с точки зрения ценностей лайф-файтинга. Таким образом достигался эффект воспитания личным примером. Все лайферы были в единой форме, с частичным комплектом городского снаряжения для работы в группе. 

Основными дисциплинами лагеря стали следующие:

       - Готовность к Экстремальной Ситуации
Это основополагающий предмет, дающий в совокупности представления о правильной подготовке к экстремальной ситуации и действиям в ней, на основе выделенных принципов, а не разрозненных схем. В состав этого предмета входили основные принципы психологии экстремальной ситуации, юридическая грамотность самообороны и спасения, тактическая подготовка к ведению деятельности в экстремальной ситуации, а так же работа с повседневным и специальным снаряжением.

 

 

       - Самооборона
Предмет «самооборона» не является элементом восточных или иных спортивных единоборств, поэтому изучается не с позиции конкретных технических действий, а на основе выделенных в единую систему принципов, помогающих в боевом столкновении находить максимально безопасное решение. В основу предмета были положены представления о боевых положениях и взаимоположениях противников, представления о защитной и опасной дистанциях, базовые освобождения от захватов и обхватов, простые атравматические блокировки, правило «светофора» при нанесении ответных останавливающих воздействий.

       - Помоги Себе Сам
Предмет основан на представлениях о первой помощи при травмах и ранениях, но дополнен представлениями о самопомощи, психологических аспектах
спасения и самоспасения, тактикой вызова и принятия помощи спецслужб, базовых навыков продления жизни в различных внешних условиях при различных механизмах повреждения, а также методов уменьшения действия вредных факторов на пострадавших. В условиях лагеря проводились тренинги по перевязке и обзорные лекции по действиям в ситуации открытых кровотечений.  

 

 

       - Физическая подготовка
В условиях лагеря физическая подготовка проводилась ежедневно в условиях утренней зарядки, которая представляла собой двадцатиминутную разминку по принципу «делай как я», проводимую профессиональным инструктором в стиле «кибо» п
од динамичную музыку. Возможность выбрать свой режим работы позволила учащимся не переутомляться, а находиться в тонусе в течение занятия и далее в течение дня.

 

 

       - Мастерские
Мастерские являются одной из важнейших составляющих лагеря. Их задачей является вовлечение воспитанников лагеря в учебную деятельность и демонстрация возможностей выбранного направления.
       Для занятий в классах «Мастеров» была предложена система билетов – на стол выложены билеты в разные классы. Детям предлагалось выбрать себе билет. Кто-то смог выбрать сразу то, что ему требовалось, а сомневающиеся оказались поставлены перед выбором по остаточному принципу. Выбрав билет, далее поменять направление своего обучения уже было невозможно. Это дало дополнительную обучающую психологическую нагрузку.
       В этот раз классы были представлены следующими направлениями: самооборона от ножа, стрельба из лука, выживание, автономия в природных условиях.

       Занятия в мастерских проводили волонтёры-инструктора, завершившие своё обучение в клубе лайф-файтинга ША «Тэн-Чи». Задачами площадок «Мастерских» было первичное знакомство учащихся с предлагаемой дисциплиной, её принципами и особенностями. Упражнения для учащихся подбирались, исходя из уровня сложности и материально-технической оснащённости курса.

       - Психологические стратегические игры
Психологические стратегические игры (ПСИ) являются стержневыми занятиями лагеря, проходящими каждый день с участием всех команд. Они занимают наибольшее время (по сравнению с другими дисциплинами) и требуют самостоятельной работы команды в жёстко поставленных условиях. Это командные и индивидуальны зачёты, позволяющие, благодаря имитации экстремальной ситуации, разобрать поведение людей при ЭС, посмотреть на себя и свою команду со стороны и выявить в себе положительные и отрицательные стороны для действий в экстремальной ситуации. Для проведения ПСИ в лагере силами педагогов и волонтёров была создана сетка Wi-Fi для использования данных сети и связи учащихся.

       В 2014 году проводились следующие ПСИ:
1.    Карта Жизни (авторская разработка ША «Тэн-Чи»)
2.    Остров (модернизированный комбинированный психотренинг)
3.    Апокалипсис (авторская разработка ША «Тэн-Чи»)
4.    Город Выживших (авторская разработка ША «Тэн-Чи»)

       На основе данных ПСИ учащиеся смогли:
- понять суть лайф-файтинга как защиты интересов и своих и окружающих,
- почувствовать как экстремальная ситуация меняет людей,
- разнообразить свои шаблоны поведения в экстремальной ситуации,
- научиться определять суть людей по поведению, а не словам,  
- осознать свои личные психологические барьеры.

       - Игровая беседка
Для снятия напряжения по вечерам проводились развлекательные мероприятия. Мероприятия имели строго целевое значение и проводились в духе общей политики лагеря, таким образом дополняя основную учебную часть.
1.    Самопрезентация команд.
2.    Встреча со спасателем и демонстрация документального фильма про спасателей.
3.    Просмотр художественного фильма «Спасатели» (Россия).
4.    Интеллектуальная командная игра «Ситуация!»
5.    «Прощальный костёр»: вечер гитарной музыки и песни «Гитара в добрые руки».
6.    Конкурс рукописных стенгазет о лагере.
7.    Ежедневные мини-дискотеки.
Также в течение дня проводились мини-конкурсы по различным дисциплинам, призванные выявить уровень освоения знаний учащимися.

Итог работы

       Положительные отзывы по мероприятиям, проходившим в лагере (статистика основана на ежедневном отзыве команд):

Мероприятие

Количество положительных отзывов

1

Карта Жизни

2

2

Готовность к ЭС

3

3

Гитара в добрые руки

3

4

Ситуация

3

5

Город Выживших

4

6

Остров

5

7

Художественный фильм

5

8

Документальный фильм

5

9

Встреча со спасателем

6

10

Кибо

6

11

Самопрезентация группы

6

12

Первая помощь

7

13

Дискотека

7

14

Апокалипсис

7

15

Самооборона

9

16

Мастерские

11

 

       Таким образом, можно рассматривать приоритеты учащихся и определить наиболее удачные мероприятия, оказавшие сильное влияние. Если отбросить исключительно развлекательные мероприятия (дискотека), то наивысшее значение для учащихся оказали мастерские, где была возможность заниматься с лайферами в непосредственном контакте, в режиме работы с малой группой, а также тренировки по основным дисциплинам – самообороне и первой помощи. Среди них важным так же отмечается прохождение ПСИ «Апокалипсис», являющейся авторской разработкой коллектива ША «Тэн-Чи».

Количественно можно представить следующие цифры:

       По данным группы Вконтакте, добавилось в сообщество ВК «Лайф-файтинг» за первые три дня после лагеря - 34 человека.
       Готовы начать занятия по лайф-файтингу в условиях клуба при ША  «Тэн-Чи» (п/к «Космос»)  - 17 человек.
       Дали высокую оценку лагерю и учебной программе все группы учащихся лагеря.
       При итоговом тестировании на имитации экстремальных ситуаций (19 ситуаций) правильные (тактически грамотные, ведущие к безопасному разрешению ситуации как с помощью спецслужб, так и без их помощи) ответы на задачи представило 73% учащихся.

       Таким образом, можно считать учебные и организационные результаты лагеря положительными.

       В общем и целом, за время проведения проектной площадки:
- проведено 13 мероприятий;
- охвачено мероприятиями 575 учащихся;
- обучено 27 педагогов и волонтёров;
- проведено 5 многодневных учебно-тренировочных психологических курсов по безопасности и повышению сопротивляемости в экстремальных и стрессовых ситуациях;
-  обеспечено полным учебно-методическим комплектом для разворачивания на базе школ курса «Третчатка-Ноль» в автономных условиях 5 школ Кировского района г. Самара.

       Таким образом, подводя предварительный итог, можно предположить, что деятельность в рамках данной проектной площадки  несёт заметную социальную нагрузку и может способствовать повышению уровня психологический и стратегической сопротивляемости подростков в условиях экстремальных и стрессовых ситуаций.